Березинская водная система


12.02.2021   Просмотров: 112

Березинская водная система

     Беларусь обладает превосходной возможностью пользоваться водными путями сообщения. Просто пока не использует эту свою возможность. Одно из ответвлений пути  «из варяг в греки», то есть из Балтийского моря к Черному, пролегал именно  на Лепельщине.  Из Березины торговый путь  шел до водораздела между Сергучем и Эссой,  откуда принимал северное направление: Лепель, Чашники, Бочейково, Улла. 

    Всплеск  строительства каналов в Российской империи  пришелся на конец 18-го века. Российскими властями было принято решении строить только на территории одной Беларуси сразу несколько водных систем: Днепро-Бугский, Августовский каналы и канал Огинского.  Такой же бум  строительства каналов в тот период случился и в Западной Европе. 

    После разделов Речи Посполитой к делу подключилось российское имперское правительство. Как излагает предысторию Михаил Без-Корнилович в своей книге «Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии» (1855 год), еще император Петр I, «учреждая водяной путь между морями: Балтийским и Каспийским, имел мысль учредить такой же путь между морями Балтийским и Черным посредством соединения рек Западной Двины с Днепром, для чего все лежащие между этими реками места, по его повелению, были осмотрены; но результаты сделанных осмотров до нас не дошли. Такую мысль Петра I исполнил император Павел I». И указом от 23 февраля 1797 года действительному тайному советнику Сиверсу, как «главному директору и распорядителю работ», предписывалось «устроить водяное сообщение» между реками Днепром и Западной Двиной. На производство гидротехнических сооружений и рытье каналов выделялось 329.387 рублей. Государственному казначею, тайному советнику Васильеву, поручалось из этой суммы в распоряжение Сиверса ежегодно отпускать по 80.000 рублей, начав с 1797 года, и продолжать финансирование в последующих 1798 и 1799 годах. 

          Березинская водная система – это очень сложный водный путь; в него входили реки, озёра, протоки бассейна Днепра и Западной Двины. Путь шёл последующим водоёмам: Березина – Сергучский канал – Сергуч – озеро Манец – протока (река Сергуч) – озеро Плавно – Березинский канал – озеро Береща – Береща – Веребский канал – Эсса – озеро Проша – 1-й Лепельский канал – озеро Лепельское – 2-й Лепельский канал – Улла – Чашникский канал – Улла – Западная Двина.

     Создание Березинской водной системы – огромная по тем временам работа. Строительство велось в тяжелых условиях, среди лесов и болот, с помощью примитивных орудий труда: лопат, топоров и тачек. Для прокладки сквозного водного сообщения было вырыто шесть искусственных каналов. Основной, Соединительный (Березинский), канал длиной 8 км был проложен по древнему волоку, через главный водораздел, между озерами Плавно и Береща. Сергучский (8,5 км), Веребский (2,5 км) и Чашникский (1,25 км) спрямляли извилистые участки рек Сергуч, Береща и Улла: первый -  0,5 км, второй – 0,25 км. Лепельские каналы улучшали судоходство в районе Лепельского озера. 14 шлюзов системы обеспечивали стабильные глубины в каналах, необходимые для проводки судов и сплава древесины. Все шлюзы были однокамерными, с наклонными стенками, выложенными тесаным камнем, нижняя их часть укреплена деревянными сваями. Аккумуляция водной массы, сбрасывание ее излишков в многоводные годы, рыбопроходные и другие функции выполнялись плотинами на реках Сергуч, Береща, Эсса и Улла.  Ввод системы в строй существенно повлиял на разрешение экономических проблем края. От Березины до   Западной Двины возникли новые поселения, расширились торговые связи с Прибалтикой, российскими и украинскими губерниями.

   Но Березинская водная система так и не оправдала надежд, на неё возлагавшихся. С самого начала судоходства стали видны её недостатки. Их перечень встречается в различных документах на протяжении более 100 лет. Все эти проблемы и определяли характер судоходства по Березинской системе.

    Березинская водная система  интенсивно эксплуатировалась до второй мировой войны. В период 1918-1941 гг. водный путь использовался  для перевода флота из бассейна Днепра в бассейн Западной Двины. По Березинскому каналу   перевозили грузы и сплавляли древесину. Однако уже тогда водный путь находился в крайнем запустении и не отвечал возрастающим нагрузкам. Все радикальные проекты переустройства Березинского канала  оказались неосуществленными.

      Ещё в 50-х гг. прошлого века по Эссе шёл сплав полным ходом. С нач. 60-х гг. леспромхоз, который и организовывал сплав по водной системе, начал пополнять свой парк лесовозами. За несколько лет лесовозы полностью взяли перевоз леса в свои руки. В плотинах отпала необходимость, и они разбурились и пришли в запустение. Правда, Гадивленская и Веребская плотины ещё в 60-х гг. служили переходными мостами. Сегодня от них мало что осталось, почти ничего.

           Березинская водная система внесла огромный вклад в развитие Лепельщины.  Планируется, что в новом здании Лепельского краеведческого музея, будет зал, посвященный Березинской водной системе.

 

 Граф Яков Сиферс Ефимович,  руководитель строительства Березинской водной системы, который с 1798г. (начало строительных работ на Березинском канале) возглавлял специально созданный департамент водяных коммуникаций.

 

Каналы  Беларуси, которые были построены в ХІХ веке.

(https://www.yaklass.by/p/geografiya/10-klass/)

 

План Березинской водной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 






НА ГЛАВНУЮ